RU: 0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
EN: A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Меню
» Главная» Музыка » Правила » В избранное |
Гиви Чрелашвили
Лучше быть распоследним рабом на земле, чем царем средь теней у Гадéса, (1) Даже если бессмертная матерь моя, дочь глубин океански Фетида (2) Повлияла на сопроводителя душ, быстрокрылого бога Гермеса, (3) Чтоб не в Тáртар (4) зловещий попал ее сын, а в Элизиум (5) в недра Аида. Остров Лéвка (6), блаженны обитель и край – это лучшее место загробья, Все другие герои спустились в Эрéб, (7) я один удостоился рая, Где Елена, дочь Зевса (8) (где ж быть, как не здесь этой лилии междуусобья?) Стать моей за отела, (9) забыв навсегда про Париса и Менелая. Здесь, вдали от Стигийски болот (10) и огня жидкой смеси Пирифлегетона, (11) Асфодели в луга не растут, (12) и покой простирается до горизонта, Дочерь Дия, (13) увы, не люблю я тебя, мне родившую Эвфориона, (14) Ибо мне не забыть имя той, что жила на другом берегу Геллеспонта. Я искал ее всюду: в роскошны сада , у кристальны ручьев, в райски куща И на все острова среди праведны душ, как Елена, красивы , но черствы , Но нигде не нашел; разве только она в царстве мрака у сил всемогущи ? И тогда я однажды к богине возвал, к той, что ведала судьбами мертвы : "О прекрасная Кóра, (15) царица теней, где найти мне любовь? Я сгораю! Коль во мраке Эреба блуждает она, там, где Стикс, (16) словно кольца Тифона, (17) Девять раз извивается в царстве твоем, я готов к ней спуститься из рая!" И откуда-то голос ее зазвучал, и ответила мне Персефона: "Сын Пелея, (18) забыл ли как голос твой звал из загробного мира в Троаде (19) Дочь Приама, которую ты объявил нареченной своей и любимой? И она, вняв призыву, решила сойти в мир теней, не А илла ли ради Грудь свою под а ейский подставив клинок, горделиво и неколебимо? Ты ее не дождался, решив соблазнить, как бесстыдный Сизиф-нечестивец, (20) Дар самой Афродиты троянцу-врагу, (21) и добился признанья Елены; Сладко женщиной той же владеть, что владел жизнь твою оборвавший счастливец! Ты вкусил, что отел, но уже никогда не увидеть тебе Поликсены. (22) Ей одной удалось со ранить средь людей сильный ду и безгрешность младенца, И за это бессмертьем ее наградить не замедлили боги Олимпа, Никогда она больше уже не умрет, благородное юное сердце, И в дельфийски леса (23) засияла красой лучезарная новая нимфа." У неволи души нет ни прутьев, ни стен, будет мир подземельем казаться, Даже если в просторы дано улететь на свободу стремящейся птице; Мне уже не воскреснуть никак, чтобы к ней из подземного рая подняться, А бессмертья печать как она разобьет для того, чтоб ко мне опуститься? 25 августа 2004 г. (1) Гадес (ужасный) - прозвище бога Аида, владыки царства мертвы . Аидом называется также само царство. (2) Фетида - богиня морски глубин, дочь вещего морского старца Нерея и Дориды, наиболее известная из нереид. (3) Помимо того, что Гермес - бог торговли, вестник богов, покровитель путников и покровитель плутовства и воровства, он еще выполняет функцию проводника умерши душ в Аид, царство мертвы , причем именно в ту часть Аида, где каждой душе и надлежит быть. (4) Тартар - великая бездна, которую страшатся даже боги. Первочанально Тартар в греческой мифологии мыслился, как пространство, на одящееся ниже Аида и отстоящее от него на столько же, на сколько земля отстоит от неба. Туда были низвергнуты Зевсом побежденные титаны. Тартар также называется нижним небом, в противоложность Олимпу - вер нему небу. В дальнейшем Тартар был переосмыслен как самое отдаленное и ужасное место Аида, где несут наказание святотатцы и грешники. Тартар персонифицирован, иными словами, он - одновременно божество того, чем является. (5) Элизиум (Елисейские поля) - в греческой мифологии рай для смерны , на одящийся в царстве Аида. В нем обитают праведники. В дальнейшем в состав Элизиума были включены так называемые острова блаженны , куда после смерти попадали особо отличившиеся люди и лучшие герои. (6) Остров Левка - один из островов блаженны . (7) Эреб - мрачные глубины Аида, одна из его областей, где царит полнейший мрак. В Эреб попадают те, кто не попал ни в Тартар, ни в Элизиум. Эреб также является персонификацией мрака, его божеством. Он сын Хаоса и брат Никты (Ночи), которые тоже являются персонифицированными божествами. (8) Елена была дочерью Леды, жены спартанского царя Тиндарея, но, согласно мифологии, отцом ее считался Зевс. (9) Согласно одной из версий греческого мифа, после смерти Елена обитала на острове Левка вместе с А иллом (А иллесом) в качестве его любовницы или супруги. (10) Стигийские болота (А ерусийское озеро) на одятся в Аиде, и в ни впадают несколько рек, протекающи в царстве мертвы . (11) Пирифлегетон (Флегетон) - огненная река, протекающая в Аиде, окружающая его и впадающая в Стигийские болота вместе с реками А еронт и Коцит. (12) Асфоделевый луг на одится в царстве Аида. Там блуждают тени умерши . На этом лугу цветут асфодели бледно-желтого цвета, источающие аромат, предназначенный для утешения душ, попавши в Аид. Именно из-за этой легенды асфодель называют цветком смерти. (13) Дий (светлонебесный) - прозвище бога Зевса. (14) Эвфорион - сын А илла и Елены, рожденный на острове Левка. По преданию, это был юноша настолько изумительной красоты, что в него влюбился сам Зевс. Эвфорион - пик подъема душевны сил, он - сама эйфория (эвфория) и воплощение всего прекрасного. Как и сама эйфория, жизнь его коротка, подобно существованию бабочки-эфемериды. Он слишком прекрасен, чтобы долго жить. Имя Эвфориона мало известно. В поздни источника древнегреческой мифологии оно встречается лишь несколько раз. Иоганн Гёте в своем "Фаусте" обыграл малоизвестный миф об Эвфорионе, сделав в загробной жизни не А илла, а Фауста его отцом. (15) Кора (девушка, дева) - прозвище Персефоны, дочери бога Зевса и богини Деметры, супруги бога Аида и богини царства мертвы . (16) Стикс - река, протекающая в Аиде, которая извивается в виде девяти кругов, называемы девятью кругами ада. Стикс является также персонифицированным божеством одноименной реки. Она - одна из старши дочерей титана Океана и Тефиды. Стикс считается священной рекой, ибо над ее водой произносят клятву боги устами богини Ириды, вестницы богов. Клятва над рекой Стикс считается самой страшной. Бог, который нарушит такую клятву, будет год безды анным, затем девять лет он будет отлучен от други богов и жить вдали от ни , и только потом ему будет разрешено вернуться и стать таким же богом, каким он был до нарушения клятвы. (17) Тифон - чудовищный дракон, сын богини земли Геи и бога бездны Тартара. У него сотня драконьи голов, часть туловища до бедер - человеческая, а ниже бедер вместо ног - извивающиеся кольца змей. Тифон мог бы стать владыкой мира, столь силен и грозен он был, если бы его с большим трудом и при помощи други богов не одолел Зевс. В итоге Тифон, согласно одной из версий греческого мифа, стал отождествлением вулкана на Сицилии. Зевс навалил на него огромную гору Этна, из-под которой Тифон время от времени извергает пламя. (18) А илл был сыном смертного героя Пелея и богини морски глубин Фетиды. Именно потому, что отец его был смертен, смертным стал и А илл, отя мать его и была бессмертной богиней. Бессмертными дети рождались только тогда, когда оба родителя таковыми были. Если только по решению богов детям, у которы отя бы один родитель был смертным, в дальнейшем не даровали бессмертия (как в случае с Гераклом), то они умирали, как обычные люди, и после смерти попадали в царство Аида. (19) Троада - государство в Анатолии (Малой Азии), столицей которого была легендарная Троя. (20) Сизиф - сын царя Эола (не имеющего никакого отношения к богу ветров Эолу, обитавшему на острове Эолия), родоначальника племени эолийцев, и Энареты. Согласно греческим мифам, Сизиф был одним из самы подлы , коварны и итры людей, презирающий все законы, как человеческие, так и законы богов. Сизиф, задумав погубить своего брата Салмонея, не остановился даже перед тем, чтобы соблазнить его дочь Тиро, свою племянницу, и сделаться ее любовником только для того, чтобы она родила от него детей. Когда Сизиф запросил оракула Аполлона как ему можно погубить своего брата, тот ответил, что это смогут сделать только дети Тиро, внуки Салмонея, причем рожденные именно от него. Однако тот же оракул после того, как Тиро уже родила близнецов от Сизифа, предупредил ее об этом. Тиро пришла в ужас и, чтобы спасти своего отца, убила свои детей. Как один из самы велики грешников, Сизиф был сурово наказан в Аиде и попал в Тартар. (21) Троянец-враг - Парис, сын троянского царя Приама и Гекубы, виновник троянской войны, по итивший Елену у мужа, спартанского царя Менелая, и ставший ее любовником. Сделать это он смог с помощью Афродиты, которая обещала Парису подарить ему любовь самой прекрасной женщины на земле, если тот отдаст ей золотое яблоко Гесперид, которое должно было достаться самой прекрасной богине. По решению Зевса спор тре богинь, Геры, Афины и Афродиты, которые претендовали на то, чтобы быть самой прекрасной, должен был разрешить именно Парис. Того прельстило больше обещаний дву други богинь именно обещание Афродиты, поэтому он присудил яблоко ей. Афродита сдержала свое обещание и вселила в Елену страстную любовь к Парису. А илла же Парис сумел убить с помощью Аполлона, союзника и покровителя троянцев в войне против греков. Тот направил стрелу, выпущенную Парисом, в пятку А илла (отсюда пошло выражение "а иллесова пята"). Это произошло тогда, когда на десятом году троянской войны уже после того, как А илл сразил Гектора, брата Париса, и поспешивши на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мéмнона, сын Пелея пытался ворваться в Трою через Скейские ворота. По одной из версий мифа Фетида, желая сделать своего малолетнего сына неуязвимым, окунала его в воды Стикса, держа за пятку, поэтому та не побывала в священной реке и, таким образом, осталась уязвимой. Наивно полагать, конечно, что стрела, проткнувшая пятку, может стать причиной смерти не только такого героя, как А илл, но и вообще любого человека. Необ одимо сказать, что у этого, всем известного, мифа есть продолжение, которое менее известно. Аполлон помог сделать Парису главное: он поразил А илла в единственное уязвимое место и, таким образом, лишил его, пораженного в пяту, неуязвимости всего остального тела в целом. После этого раненый А илл уже ничем не отличался от обычного человека. И тогда Парис послал еще одну стрелу в уже уязвимую грудь А илла. (22) Поликсена - дочь троянского царя Приама и Гекубы, сестра Париса. Более поздняя версия греческого мифа говорит о любви А илла к Поликсене. Существует даже другое описание смерти А илла, рассказывающее о том, что тот погиб вовсе не у Скейски ворот, а у святилища Аполлона, которое на одилось в троянской долине. По этой версии А илл, страстно желая брака с Поликсеной, тайно отправился туда безоружным для переговоров о свадьбе, ибо был готов был ради Поликсены уговорить греческое войско прекратить войну. Именно недалеко от святилища Аполлона он и был предательски убит стрелами Париса. Однако, видимо, даже по ранней версии мифа Поликсена до троянской войны предназначалась в жены А иллу и была его невестой, ибо, когда а ейцы после взятия Трои намеревались вернуться домой, над могилой А илла раздался его голос, который потребовал, чтобы греки ему отправили его нареченную, совершив обряд жертвоприношения. Одиссей требовал это исполнить, Агамéмнон, которому Поликсена досталась в качестве пленницы, был против. В стане греков возникли разногласия. Конец разногласиям положила сама Поликсена, которая выразила свое желание быть принесенной в жертву, чтобы воссоединиться с А иллом, тем более, что мысль о плене у Агамемнона была ей невыносима. Заклание произвел Неоптолем, сын А илла от раннего тайного брака того с Деидамией, дочерью царя Ликомеда, у которому на острове Скирос Фетида спрятала А илла, ибо знала, что ее сыну суждено погибнуть под Троей. Поликсена гордо взошла на жертвенный алтарь и сама подставила свою грудь под удар меча, погибнув с достоинством и мужеством раброго воина. Всё а ейское войско невольно залюбовалось и вос итилось ею. Однако о дальнейшей загробной судьбе Поликсены не говорится ничего ни в каки версия гречески мифов, что странно, ибо о загробной жизни А илла ведают две версии, но ни в одной из ни Поликсена не фигурирует. По одной из версий, самой распространенной, спутницей загробной жизни А илла на острове Левка стала Елена, по другой, менее распространенной, ею стала Ифигения, дочь микенского царя Агамемнона, получившая в загробной жизни другое имя - Орсило ия. Почему А илл, страстно желающий получить свое нареченную Поликсену к себе в загробный мир и требующий для этого ее заклания, не воссоединился с ней, когда его требование удовлетворили, а имел в загробной жизни спутницей совсем другую женщину - без каки -либо дополнительны объяснений совершенно непонятно. Такая нелогичность, в принципе, не свойственна греческой мифологии. (23) Дельфийские леса - леса, расположенные в окрестностя древнегреческого города Дельфы в юго-западной Фокиде. Город Дельфы был расположен на южном склоне знаменитой горы Парнас, у Кастальского ключа, источника поэтического вдо новения. Был знаменит тем, что в нем на одился самый главный рам бога Аполлона, в котором его оракул, пифия-прорицательница, предсказывала людям и будущее, а также давала советы как надо поступить в те или ины случая , чтобы добиться чего-то или, наоборот, что-то предотвратить. Согласно греческой мифологии, именно в окрестностя городы Дельфы обитало множество нимф, поскольку Парнас являлся основным местом и обитания. Существует распространенное, но ошибочное мнение о том, что на Парнасе живут не нимфы, а музы, а Кастальский ключ, из которого черпают поэтическое вдо новение, выбил своим копытом из скалы горы крылатый конь Пегас. Такое утверждение основано, во-первы , на том, что, поскольку музы ведают вдо новением, они и жить должны рядом с источником вдо новения, а, во-вторы , на том, что два очень известны и легендарны места в Греции были объединены в одно. Надо сказать, что богом и покровителем муз был Аполлон, поэтому в том, что поэтический источник вдо новения на одился рядом с его главным рамом, нет ничего необычного. Но сами музы жили в другом месте, ровно, как и то, что там же на одился источник, выбитый из скалы горы копытом Пегаса. Музы жили на горе Геликон, на юге Беотии, а источник вдо новения муз, выбитый из земли Пегасом, назывался Гиппокреной. От отличии от Кастальского ключа, Гиппокрена была не просто источником поэтического вдо новения, а источником вдо новения те видов искусства и науки, которыми ведали девять муз, а потому любая из девяти муз черпала вдо новение из источника, когда купалась в этом фиалково-темном ручье. Таки источников вдо новения, как Гиппокрена или Кастальский ключ, на самом деле в Древней Греции было много. Например, из того же Геликона бил другой источник вдо новения - Аганиппа. Существовали источники вдо новения в Пиэрии, там, где музы родились, а также известен источник вдо новения у реки Пермесса. Однако главным источником вдо новения муз была Гиппокрена.
Прямая ссылка на текст песни Ахиллес: http://musworld.ru/music/rus/14/1/1198.html » Гиви Чрелашвили - В древнегреческом стиле » Гиви Чрелашвили - Катафалк надежд » Гиви Чрелашвили - Южная зима » Гиви Чрелашвили - Кони » Гиви Чрелашвили - От Суллы до Калигулы » Гиви Чрелашвили - Нелетный вариант » Гиви Чрелашвили - Вопрос гоблина » Гиви Чрелашвили - Чертополох » Гиви Чрелашвили - Парафраз » Гиви Чрелашвили - Сонный корабль из малахита » Гиви Чрелашвили - Чахоточная осень » Гиви Чрелашвили - Ветер » Гиви Чрелашвили - Звуки Африки » Гиви Чрелашвили - Кому что нужно » Гиви Чрелашвили - Дьявол в деревне » Гиви Чрелашвили - Ноябрь » Гиви Чрелашвили - Роль » Гиви Чрелашвили - Тоска по четвергам » Гиви Чрелашвили - Черный месяц мухаррем * » Гиви Чрелашвили - Пластилиновый мякиш » Цыганова Вика - Три гитары » Цыганова Вика - Гармонь » Центр, Василий Шумов - Голографический имидж » Цыганова Вика - Гроздья рябины » Цветы - Больше жизни » Центр, Василий Шумов - Среди белого огня » Цыганова Вика - Тетя Роза » Цветомузыка - Слишком громко играет музыка » Цыганова Вика - Дед Мороз » Цыганова Вика - Лето красное » Цыганова Вика - Мама-Россия » Цыганова Вика - Валенки » Цыганова Вика - Еще не кончилось лето » Цыганова Вика - Шофера » Цыганова Вика - Эх, раз... » Цыганова Вика - Черноглазый, чернобровый » Цыганова Вика - Холода » Цыганова Вика - На заре вечерней » Цыганова Вика - Жизнь моя беспутная » Цыганова Вика - Деньги |
|
© 2007-2025 «MusWorld.ru»
|