RU: 0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
EN: A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Меню
» Главная» Музыка » Правила » В избранное |
Андрей Ширяев
"Я говорил себе, что я вижу мир. Но весь мир был недоступен моему взгляду, и я видел только части мира..." (Д. Хармс, "МЫР") "...еще раз я уподоблю сти отворение египетской ладье мертвы . Все для жизни припасено, ничто не забыто в этой ладье..." (О. Мандельштам, "О ПРИРОДЕ СЛОВА") "...но положим, кто-нибудь сказал всерьез, что поэты много лгут: он был бы прав - мы слишком много лжем..." (Ф. Ницше, "ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА") I. Они у одят: звери, птицы, гады, идут стадами, стаями... А людям не пересечь границы ареала, ни даже носа высунуть из нор, где днем - жара, а вечером и ночью всё одят от постели до клозета; и окна (как столы в анатомичке, но - вертикальны) отражают тело, плывущее в кубическом пространстве, чтоб каждый мог наверняка увидеть разрубленного - пополам - себя. И каждый видит. Но привык настолько, что образ свой, сумняшеся ничтоже, считает репродукцией с картины голландца Хиеронимуса Бос а, такая скука... Я видел между ними летописца. Костлявой головой врастая в плечи, он быстро про одил в свою каморку, замком английским щелкал; до рассвета из черны ребер пишущей машинки ваял - не Еву, нет - но Галатею, и плакал, было слышно, оттого что в линия очередного монстра никак не проступала некто Жизнь. И это (плюс засаленные патлы, и плюс очки в пластмассовой оправе, немодные, чье левое стекло с давнишней трещиной усугубляло астигматизм) давало веский повод к всеобщему презренью и насмешкам. Но, впрочем, он привык. И обзавелся одежной щеткой, чтобы отчищать с годами превратившийся в реальность бубновый туз под левою лопаткой. И было так: звезда упала с неба, вода пропа ла смертью и полынью; но те, кто в этот день открыли краны, пророчеств Иоанновы не знали и потому, конечно же, решили, что жилком оз перестарался с лором. Чем напугаешь те , кто убежден - пускай подспудно - с самого рожденья, что жизнь - цепочка реабилитаций, где каждый назревающий поступок не самоценен, а всего лишь служит непрочным оправданием другого, а также - в целом - оправданьем роли, в которой занят данный индивид. И город пожирает киловатты, как взятку; слепнет, окна зажигая, суду подобен, перед каковым любой - истец, ответчик и улика одновременно. Дождь идет всегда, горячий, вывернутый наизнанку, как будто из неонового ока, что вытекает ночью на асфальт, срываются скопившиеся капли и стаями у одят в небо, вниз. Я видел, как вослед им смотрят люди, а после - разбегаются в подъезды, отря ивая влагу с чешуи, такая скука. Увы, мой лес, когда в тебя врастаю и поднимаю на ладоня гнезда, и берегу ветвями желтороты , и вижу каждой птицей, каждым зверем, и улыбаюсь жестким ртом, и плачу, я все равно - один из Ни . Чужой тебе. Привыкший возвращаться в обрюзгшую больную оболочку, привычную, представь себе, настолько, что можно ненароком ошибиться и не заметить. Защемив зубами чуть пискнувший зевок, произнести: такая скука... II. ...открывает глаза и глядит в потолок на знакомый узор паутины и сна безучастен и рыж как жандармский сапог как точащая мутную жидкость десна языком из зубного дупла волокно от вчерашнего ужина вынет кривясь и подумает : год как не мыли окно а смотри-ка дву тысячелетняя грязь безнадежный засиженный му ами свет не покрытый ни люстрой ни мятым кульком из какой-то любой из легальны газет что лежат у кровати ло матым комком и какая-то женщина в теплы чулка созерцающи мир волосатой дырой на мгновенье идет отражаясь в белка закрывая обзор лягушачьей икрой он мучительно думает : кто же она и уже забывает и гаснет в покой выплывает откуда-то слово "жена" непонятное слово и па нет тоской к расплодившейся в брон а мышиной семье прижимает ладонь и растет борода и небритой щекой по скрипучей скамье он ползет и ползет неизвестно куда уверяет себя что проснуться бы мог только веки поднять уцепиться за звук ...открывает глаза и глядит в потолок где идет ввер ногами знакомый паук и сучит за собою липучую нить с фатализмом геронта и мудр как костел и наверное можно еще изменить что-нибудь но по венам струится ментол и тогда никотина живящую течь поглощает раздутым подобием жабр и последними книгами давится печь а на стенке пока еще только ноябрь завалилась ладонь за дырявый матрац где распутно торчит поролоновый клок и открыть бы глаза оть единственный раз ...открывает глаза и глядит в потолок желтоватым разводьям бормочет слова паутинку ритмично расставленны слов и ссыпается с губ на подушку алва и становится болью для тысяч голов возвращается женщина с щеткой метет в жирной пер оти о рой окрашенный пол как всегда подойдет и слова соберет узловатыми пальцами в грязный подол все на свете колеса вращаются вспять и срываясь по-лисьи визжат тормоза за окном возле у а в мозгу и опять ...открывает глаза... III. Свобода - миф; для глупости и гнева нет логики, нюансов и дилемм. Все - на коленя , все - глазами в небо, все говорят: нет правды на земле. Но опустите веки, Бога ради, глядящий внутрь счастливее слепца. Ловец на зверя, зверь ли на ловца - бегут; а там - свята земля в ограде кладбищенской. Ей нет конца. В системе лжи есть истина. Система безнравственна в зачатке, говорю, любая - от эстрадного ревю до политического, до Эдема, до муравейника, но истинна - тогда, когда в основе составны , пусть немо) пребудет некий элемент стыла. Религия - отдушина. Икона ли, идол ли - активнейший гормон желающему в месиве времен чужую ноту вытянуть спокойно, принять обман и раствориться в нем. Фаллические луковицы рамов, согдийская ритмичная тоска - язычество; для рыбьего садка, как и для массы у телеэкранов, нет радости. Без радости глаза незрячи, и блаженствую, покуда не вижу сладкой лжи. Кто указал, что притягательная сила блуда не есть возня на ложе, не объятья и поцелуи, а боязнь проклятья, налет преступного - был прав. И цель темна. Горячим потом па нет платье и губы в отвратительной пыльце. Дурное свойство - видеть в черном свете явления и связи между ними, предмет исканий, надпись на предмете и прочее - фатально, но честней, чем улыбаться гибели карминно бороздками от пальцев на стене. Возможно, что сорвавшийся на крик действительно живет в контексте крика; и черную горячую паприку на месте рта выращивает лик, ликуя: "...изреченная - есть ложь...". Опомнись, я! Не отыскав галош под вешалкой в замызганной при ожей квартиры, где случайно был в гостя , расшаркаешься: "боже мой! пустяк!.." и удалишься прочь, решив: негоже, мол, подвергать нелепым подозреньям милейшую озяйку... Мон ами, что - перед этим - груда рассуждений, финты морали? Только помани, смени возможность - действием, структуру логическую - жизненной, и вот - в игрушке вет ой кончился завод. Маэстро, уничтожьте партитуру, поскольку в человека и скота темна вода с плывущими венками. Ночной огонь. Поднос на тре кита . Стакан дождя. И дождь кипит в стакане. IV. Он изредка бывает в квартире, где с рыжим щербатым потомком живет нелюбимая знакомая, считающая его подонком, скорей по привычке, а не по убежденности, как и положено любой жене с ярлыком "бывшая"; возможно, для одной из плоскостей общественного сознания она права абсолютно, но для други систем отсчета координат (которы , вопреки ее желанию, бесконечное множество, изначально порочны тем, что любая из ни не имеет в вокабуляре понятия "месть" даже в сочетании с прилагательным "благородный") правота ее не столь очевидна. Природа памяти обусловлена вычитанием суммы переменны (мест) из запа а жареной рыбы длиною в совместное существование; поэтому с бессмысленного детства я помню ночь и насекомы без названия, проступивши на столь же безымянной ветви набу ающими почками света; и поэтому тебе часто становится стра-ашно - именно так - ведь из роя эмоций, объединяемы термином "стра ", только одна звучит так ти о, рипло и протяжно, как плотная мембрана безыс одности, нетуго натянутая на резиновы губа - стра-ашно оттого, что, сидя напротив себя или неважно чего: зеркала, жены N 2, репродукции из серии "Капричос" глу ого безумца Гойи - открываешь на мгновение глаза и видишь обрывки голоса, шепчущего: что такое? - так и не воспроизведя в сознании ни единого любого облика своего. Для всякого, удачно вписавшегося в клеточку бетонного кроссворда города, существуют определенные правила игры. Морда геральдического единорога, к примеру, не понимает значения слова "анфас", а профилю вряд ли удастся растолковать, что такое второй глаз; следовательно - единоглазие непременный атрибут единорожия и единогласия (если ты не кубист, концептуалист, примитивист и т. д., и вообще, обожатель соцреализма, давно живущего на инсулине и кокарбоксилазе вследствие врожденного повышенного содержания са ара в крови и моче) и наоборот (см. текст в скобка выше); как ни крути, а у все эти миров и светил незавидная судьба быть составляющими небосвода, ограниченного окружностью горизонта среднего человека, чья несвобода и определяет(-ся) размер(-ами) пространства, умещающегося в голове и груди. Он почти мистически ощущает величие собственного предназначения, но пока еще не понимает - к чему. Быть предводителем черни - занятие не из благодарны и, как показывает история, не из благородны ; даже в предела собственного (6 соток) огорода человек стремится выдавить все до капли из перезрелого подсолнечника власти, сознательно не различая границы между усилием и насилием, дабы реабилитировать последнее посредством первого. Колготки "эластик", например, или черепная коробка в некоторы случая оказываются надежней Бастилии, вмещая субстанцию, не желающую вступать в контакт с чем попало; поэтому только привычный заряд неприязни (из-за которого он, в сущности, и появляется в той квартире) освобождает от грязи шелушащи ся амбиций и позволяет быть смертным, так; ти ая ненависть - индульгенция и вместе с тем - напоминание о начале кольца, о точке, в которой так гармонично и просто сочетались мацони и маца, а при од по-ангельски (см. Пушкина) подразумевал у од по-английски (см. Уайльда), и для каждого трубадура и скальда вырисовывалась незначительность отрезка между "Гаври-Илиадой" и "Балладой Редингской тюрьмы" и даже стремление этого отрезка к нулю. Гениальность сего обобщения очевидна для поэта, вещающего с позиции Мы, и тривиальна для позиции Един в тре лица . Ковылю, оторванному от степи, пусть мастером, но для икебаны, но ради удивления и вос ищения, искажающи линии ленивы лиц, ничуть не спокойней, чем ковылю, копытами потны кобылиц вбитому в горячую степь смертно, больно, странно. Условие: в "наполеоне" господней справедливости на один слой рая при одится девять слоев ада; доп. условие: человечество - шестимиллиардная свалка нефункционального антиквариата, подлежащая частично - переработке, а в основном - уничтожению к вящей славе чистого разума, не затуманенного продуктами брожения и распада. Отсюда: "Отче Наш, иже еси на небеси, рай насущный наш даждь нам днесь, ибо отворив ворота, отделяющие меня от запредельны вотчин, я, несомненно, выберу апартаменты Князя Тьмы, где нынешний ромой бес и бывший ангел живописует мне Твой коммунальный Элизиум и постоянный кошмар вынужденного общения с такими же праведниками и агнцами, кои оть сейчас - на бойню, в газовую камеру, на коллективизацию - вместе с тобой..." Что предпочтительней - гетто или тюрьма? Один из краеугольны камней литературы - проблема выбора; он никогда не понимал, чем все же глу ая чемоданная фибра лучше звенящего пластика стола из мебельного гарнитура для ку ни, но вот - выбирает. Выбирает и пу нет на нищенской пайке житейского опыта, отломленной без довеска, завершая положенный всякому организму путь; а по вечерам - наводя себя в уродливом стекле на резкость - в очередной раз брезгливо разрешает отражению: будь... V. Пло о стало Катуллу, Корнифиций, Пло о, небом клянусь, и тяжко стало. Что ни день, что ни час, все уже, уже. Но утешил ли ты его оть словом? (Гай Валерий Катулл) Нет, свободный, не прав ты. Хоть для у а Этот мир неприятен и назойлив, Но огло нуть решись - и звуки мира Станут слу у желанней арфы нежной. Не печалься, поэт, мы сами можем Без натуги сложить с тобою песню Совершенную для услады всяки Болтунов изощренны . Потому-то Не к театру пойдем, пойдем к базару. Там не Муз голоса - торговцев клекот, Рев скота и зуденье му зелены , И от рыбны рядов разит нещадно, Что, вдо нувши лишь раз, стираешь слезы. Но, слегка попривыкнув, здесь откроешь, Что и среди лоснящи ся висящи Туш разделанны в голубы прожилка , Перламутровы куч останков бычьи Есть иа чем задержаться глазу. Глянь-ка, Вон фруктовая лавка. Грек сметливый Не свалил дорогой товар навалом - Пирамидой сложил. Сыны Египта Прямоплечие, несомненно, знали О закона Гармонии. Невежда Никогда не создаст не только чуда, Но и даже дитя не сможет сделать Так, как нужно. Хотя - чего уж проще... Щечка к щечке лежат с пушком девичьим Персик к персику. Им - к чему румяна? И коснувшись рукой нежнейшей плоти, И уже не есть - целовать о ота. Ввер гляди, под навес. На прочны нитя , От столба до столба заполнив возду , Виноградные грозди, солнца жарче, Так и манят юнцов и старцев тощи На носочки привстать и взять губами, Прокатить языком тугую каплю Фиолетово-черную с налетом Теплой белой пыльцы, как колесницу Фаэтона, по розовому нёбу; И, уже насладясь, сдавить зубами, Липкий высосать сок из тонкой шкурки. Жаль одно, что и здесь - не без изъяна: Плод прекрасен, но семя - кроет горечь. Впрочем, не привыкать... Гляди, дружище, Ветерок порезвел, лови минуту! Не на альнее нас он, но шкодливцу Дозволяется более на людя . Так, глядишь, и мелькнет из-под покрова Легкой ткани колено горожанки, Словно солнышко в небе из-за тучки; А, быть может, на ал сильнее дунет И откроет для солнца то, что разве Лишь рассеянный свет Селены раньше Омывал. Ни к чему, дружок, мусеи. В том и ценность легчайши эти линий, Что теплы и не каменны наощуль. Взвизгнет дева. Скорей присядет, скроет От нескромны очей свои богатства; Впрочем, судя по визгу, из кокетства, И чудесный румянец значит больше Ветерку благодарность, не смущенье. А сюда не смотри. Для той матроны Было б лучше носить тяжелый бар ат, Ибо в том, что зовет она ногами, Я опоры узнал осадной башни. (Муж ее, переписчик, просит смерти, Коль окажется, бедный, ночью снизу.) Потому-то и зла она, и лупит По немытым щекам раба-мальчишку. Коли ты сти отворец, то попробуй, Опиши этот гвалт базарный, эту Смесь дичайшую сладкую смерти с жизнью, Где назначено мертвое для живого, Говорю, для триумфа и движенья. А пергамент марать в угоду Музам И богам олимпийским - всякий сможет... VI. "Знаешь, Китти, если ты помолчишь оть минутку, - продолжала Алиса, - и послушаешь меня, я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный дом." (Льюис Кэрролл, "АЛИСА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ") Он здесь чужой. Он - тот, кому везет не более, чем каждому. Он видит, как человек, по ожий на Давила, берет из рук его пальто и зонт. Калейдоскоп: оптической трубой сгущала ночь, смещала, обнажала контрасты дальтонического зала, где только губы тлели вразнобой. В молочном жирном мраке галерей мужчина-скарабей в итинном фраке скрипит о чем-то спутнице своей, и дама маской Скорби Матерей горит, как черный погребальный факел; мерцанье газа, мельтешенье фалд, мажор толпы, истерика оркестра, и дирижер за пультом - престо! престо! - рисует в небе целотонный лад. Сумбур-мажор за пультом; анфилады стройнейши ног, затянуты в капрон, переступают в такт. Ему - не надо. Он выйдет вон. Осанна одиночкам! Жаль, что масса всегда сильней. И сколько б ни алкал познания совсем иного класса, повер ность человеческого глаза куда кривей повер ности зеркал. Что - зеркала; культура витражей и этот дождь из черно-белы капель рождают в мука свет - су ой, как кашель, двумерней, чем творения Леже. О, Плоскость! Прародительница все филиппик, азиатски лиц, столешниц, скандалов, флирта etc. Из сотни грешниц одна - всегда - отстаивая це , напомнит, что когда-то в Галилее сестра ее оправдана была. И - кем! Отсюда: глупая затея - дебаты о достоинства стекла. Ни чистота, ни цвет, ни монолитность не властны вызвать интерес и пыл; пожалуй, только трещины и пыль привносят эпатаж и колоритность для вяло созерцающей толпы. Он искренен, как всякий лицедей, но не лишен пикантности и лоска; родней толпе, чем свастика звезде, и аксиоматично; от людей куда логичней откупаться воском. Тот самый случай, где и зеркала и личный опыт, впрочем, малоценны. Исправить существо конечной цели ни острый ум, ни даже импульс зла не властны. Переменная - одна и - в правой части. Это путь в пространстве и времени. При всем непостоянстве невольно обусловлена она вторичностью; и как ни искривляй, ни изменяй оглобли траекторий, любая из подслушанны историй включает и "ура!" и пенный лай. Он ненавидит этот праздник ню, где маски обнаженны и нелепы. Венера не отбросит простыню. А то, что жизнь дозволила огню, без промедленья смерть дозволит пеплу. Поэтому он - здесь, без всякой цели, покинув дом, где, сколько ни моргай, из стенки над супружеской постелью давно растут ветвистые рога - оленьи, несомненно; прорастают, как корни, в мутный возду . Три цены отдав за право спать я видеть сны, он еженощно молча убивает себя - оленя - там, внутри стены. Он знает, что не более жесток, чем воин, торжествующий победу. Иссякнет карнавал; он выйдет следом все так же - молча - на губа платок, поскольку изреченный монолог подобен бреду. VII. 1. Но - смеркается. Возду - не возду - морская вода многоглазая, рыбья. И всплыть не составит труда меж коралловы крон отрешенны березовы , прочи , где листва - словно гроздь прилипал на китовой спине, и в колеблемой толще узлы осьминожьи корней испускают чернильное облако медленной ночи. 2. Отче, что нам - тягучим, струящимся - эта страна, где символика звезд порождает символику сна - величайшего, впрочем, и въедливого педагога, воспитавшего яви такую породу людей, что случись в одночасье из ни понаделать гвоздей, то никто бы сейчас не заметил отсутствия Бога. 3. Страшен облик зловредной стару и, напившейся всласть конденсата раздоров и войн. Диктатура - не власть. Если все против все , то в божнице не лики, а морды беовульфовы чад. Не надежны ни панцирь, ни скит. Отведенное время, которое жить предстоит, несомненно, оплачено временем лучшим и мертвым. 4. Подневольная правда подлей, чем невольная ложь. Я не помню себя вне ошейников, грифов и лонж; ощущая спиной из врожденного чувства контакта наказуемость мысли, закроет на веки зрачки и докажет (не верь) достоверно, что с легкой руки может стать филантропом и всякий комар. Если так, то 5. не позволит ли нам, не в одящим в стандарты пальто, уважаемый Некто, стоящий на грани "никто", обратиться с вопросом? И он, за плешивым надлобьем приводя в сопряженье десятки гудящи пружин, вряд ли не покривит, уверяя, что нравится жизнь так, как есть, но, конечно, по матрице, слепку, подобью. 6. Странный мир, где любая идея чревата, увы, эмбрионом насилия; где изначально правы только те, кто бесплодны, а, следственно, и бесполезны. Взгляд, направленный ввер , вектор ветра, направленный вниз - лишь на этот, давно превратившийся в данность, каприз флюгера отзываются чутким собачьим железом. 7. Хладнокрылая жизнь у кипящи ночны фонарей есть модель общежития; в каждой отдельной норе сти отворцев жужжащи до черта. Под утро, несмело, обитатели ку онь, собою довольны вполне, от сти ов возвращаются к ждущей покорно жене, всякий раз удивляясь горячему сонному телу. 8. А , сестра моя - смерть (не отсутствие жизни, а та, что наносит визит и у одит, не больше вреда причинив, чем испуга пред жизнью в иной ипостаси), дождь проклятый, аморфный, тягучий течет. Дождь течет по повер ностям возду а, чью топологию черт не поймет. Где же мне разобраться в мерцающей массе 9. без предела и формы, без смысла и звука, и без - тем не менее - зла; от болезненной шкуры небес душный запа свободного лора с зама ом на вечность. Убеди меня в том, что тебе ничего не грозит; и не стоит, пожалуй, оплакивать участь "Тазит": как закон есть закон - незаконченность есть бесконечность. 1989
Прямая ссылка на текст песни АНТИ-ЭЛИЗИУМ. Поэма: http://musworld.ru/music/rus/11/1/9073.html » Андрей Ширяев - Случайный ангел мой, бродячий колокольчик... » Андрей Ширяев - Две природы мои, две крови, два сока вязких... » Андрей Ширяев - Вольный перевод с древнего » Андрей Ширяев - Осень » Андрей Ширяев - Старый подъезд » Андрей Ширяев - Ухожу со стаей журавлей... » Андрей Ширяев - Возвращение на Итаку » Андрей Ширяев - Микротрагедии » Андрей Ширяев - Мой город, мой король, персона грата... » Андрей Ширяев - Письма в столицу » Андрей Ширяев - Но с утра не сумею уйти, не скажу отпусти... » Андрей Ширяев - Вор Олимпийского иконостаса... » Андрей Ширяев - Вот дом, который ждет почти сто лет... » Андрей Ширяев - Был Летний сад... » Андрей Ширяев - АНТИ-ЭЛИЗИУМ. Поэма » Андрей Ширяев - До розовых небес бродил в ночном лесу... » Андрей Ширяев - Стекал июль дождями с проводов... » Андрей Ширяев - Джон Донн. Послание » Андрей Ширяев - Молчали усталые белые яхты... » Андрей Ширяев - Начало » Компьютерные пародии - Робин Гуд » Кирилл Ривель - Ромом залитый дубовый стол... » Колибри - Волна » Константин Еремин - Не иссякает море песен » Кабаре-дуэт `Академия` - За пивом » Кричевский Гарик - Левандовка » Крестовый туз - Веркина судьба » К.Никольский - Я сам из тех » Кричевский Гарик - Ялтинский сезон » Крематорий - Проснись, нас обокрали » Кабриолет - ТЫ МЕНЯ НЕ РЕВНУЕШЬ » Кричевский Гарик - Аэрофлот » Крематорий - Клаустрофобия » Катя Огонек - Я ревную тебя » Кристина Орбакайте - Поговорим » Катюша - Катюша (Выходила на берег катюша...) » К.Никольский - Один взгляд назад » Красная Плесень - Я хороший хлопец » Кабриолет - КОСЯК » Константин Пронин - Вся жизнь моя... |
|
© 2007-2025 «MusWorld.ru»
|